Пригородные перевозки станут частными
19 декабря 2003 года

Вчера об этом сообщили начальник ГЖД Шевкет Шайдуллин и премьер-министр РТ Рустам Минниханов во время подписания соглашения о сотрудничестве между республикой и ГЖД на 2004 год. По их словам, цель создания нового АО — улучшение качества обслуживания пассажиров, оптимизация затрат и, самое главное, уход от необходимости компенсировать убыточные пригородные пассажирские перевозки. Кроме того, в рамках проекта будет осуществлено беспрецедентное для российских регионов разделение пассажирских и грузовых перевозок.

Справка"Ъ". Учредителями нового ОАО «Экспресс пригород-Казань» выступят ОАО «Российские железные дороги» (ему будет принадлежать 51% акций, которые будут переданы в доверительное управление филиалу компании – Горьковской железной дороге), правительство РТ и администрация Казани (предполагается, что им будет принадлежать 39% и 10% акций соответственно). В уставный фонд компании, размер которого пока не называется, войдут все пригородные вокзальные комплексы и часть вокзалов дальнего сообщения, привокзальные торговые точки, а также кафе и рестораны в поездах.

Господин Минниханов объяснил необходимость создания нового акционерного общества, которое займется осуществлением пригородных пассажирских перевозок, «объективными причинами». По его словам, созданное в сентябре этого года ОАО «Российские железные дороги» намерено заниматься реструктуризацией своего бизнеса, то есть оно будет концентрироваться на профильной деятельности – грузовых перевозках и перевозках пассажиров дальнего следования и уходить от пригородных перевозок. Вместе с тем, эти перевозки лягут тяжелым бременем прежде всего на местные власти, вынужденные возмещать убытки от пригородных перевозок из бюджета. К примеру, за 11 месяцев этого года из республиканского бюджета на эти цели было направлено более 104 млн руб. Цель создаваемого общества — оптимизировать затраты и выйти сначала на безубыточный, а затем на прибыльный уровень работы.
По словам кураторов проекта, этого удастся добиться за счет обеспечения прозрачности перевозок льготных категорий пассажиров, в том числе самих железнодорожников, более рационального использования подвижного состава, коммерческой деятельности и оказания дополнительных услуг (торговая и рекламная деятельность в поездах и привокзальных территориях), введения скоростных маршрутов, а также изменения порядка движения пригородных электричек.
Рустам Минниханов сообщил, что стороны уже обсудили вопрос строительства третьей ветки железнодорожного пути в РТ. Это позволит на 30-50% ускорить движение электропоездов. По словам Шевкета Шайдуллина, новое общество попытается решать беспрецедентный для России проект по разделению пассажирского и грузового обслуживания. Так, стороны договорились сосредоточить все пассажирские перевозки на действующем транспортном узле станции «Казань», а грузовые транзитные потоки переориентировать на другую станцию «Восстания», которую в ближайшее время предстоит завершить совместными усилиями.
Господин Шайдуллин сообщил, что в настоящее время рабочая группа уже подготовила учредительные документы и бизнес-план нового общества, но детали раскрывать не стал. По его словам, стороны надеются подписать учредительные документы до конца этого года. Начальник пресс-службы ГЖД Андрей Иванов отметил, что стороны постараются зарегистрировать ОАО до конца года или в начале января будущего года. В этом случае татарстанская пригородная компания станет первой в системе ОАО РЖД. Андрей Иванов сообщил, что вопрос создания пригородной компании рассматривается с Нижним Новгородом, но переговоры об этом идут с трудом. Очевидно, ГЖД быстро удалось договориться с РТ, благодаря, по словам премьера РТ, «полному взаимопониманию». Рустам Минниханов сказал, что стороны более чем на 100% выполнили условия соглашения о сотрудничестве на этот год, а ГЖД стала одним из самых серьезных налогоплательщиков республики, перечислив в консолидированный бюджет РТ за 11 месяцев около 400 млн руб.
Андрей Иванов сообщил, что ГЖД входит в ОАО своим имуществом, Татарстан – денежными компенсациями выпадающих доходов. После того как необходимость в компенсациях убытков отпадет (участники проекта надеются, что это может произойти через 2-3 года), возможно, произойдет перераспределение уставного капитала компании. «Если правительство республики захочет выкупить у нас контрольный пакет, мы возражать не будем», — сказал господин Иванов.
ТАТЬЯНА КОРНЕЕВА, "Коммерсантъ-Волга-Урал"